Туркменистан - страна благополучия  

Говорят, рыночная экономика подобна парашюту, срабатывает только в том случае, когда открыта. Этой истины мы не знали 10 лет назад и начало нашего движения в экономике было непростым. Вспомним состояние советской экономики в самом начале 90-х годов прошлого столетия. Можно смело сказать, что мы в общесоюзном госудаpстве бодро шли ко дну, удерживаясь за счет огромных внешних долгов советской экономики. Экономика скудных прилавков постепенно стала экономикой пустых прилавков. Деньги превратились в хорошо нарезанную бумагу.

Что же касается Туркменистана, то он за последние 15 лет до распада СССР производил 1 триллион 390 миллиардов кубических метров газа, 200 миллионов тонн нефти, 7,5 миллиона тонн хлопка-волокна, большое количество серы, йода, брома, много химической продукции. В общей сумме вклад нашей республики в копилку СССР составлял примерно 180 миллиардов долларов, из которых ей доставалось 3-5 миллиардов. Туркменистан был лишен права развивать самостоятельно свою инфраструктуру и в целом свою экономику.

И уже с 1 января 1992 года, сразу же после окончательного распада СССР, Россия и другие бывшие советские республики встали на путь «шоковой терапии», то есть всемерной либерализации экономики. К чему это привело общеизвестно - к массовой безработице, резкому падению уровня жизни, снижению социальной защищенности населения. Главная заслуга нашего Президента Сапармурата Туркменбаши состояла в том, что рыночные преобразования в Туркменистане начали осуществляться постепенно. Государство сохранило за собой право в первые годы независимости регулировать цены на основные виды товаров и услуг, использовать карточную систему в распределении муки, мяса, масла животного, масла растительного, чая, сахара, мыла, что позволило на практике реализовать гуманистическое содержание статьи 3 Конституции Туркменистана о том, что в нашей стране высшей ценностью общества и госудаpства является человек. К этому следует добавить, что с января 1993 года население страны стало бесплатно пользоваться газом, электроэнергией, водой, а с февраля 1994 года и солью.

Название известной программы Туркменбаши «10 лет стабильности», принятой в декабре 1992 года, говорит само за себя. Десять лет переходного периода необходимы были для социально-психологической адаптации туркменского общества к новым условиям рыночной экономики. За годы независимости мы провели приватизацию торговых и мелких промышленных предприятий, была полностью передана в частное владение сфера бытового обслуживания, земля отдана в аренду или в собственность дайханам, на практике осуществлено равенство всех форм собственности. Мы создали новую налоговую и банковскую системы, заложили прочные основы формирования отечественного предпринимательства.

Оглядываясь на пройденный страной 10-летний путь независимого развития, стоит привести слова нашего Великого Сердара, сказанные еще 3-4 года назад: «Хочу откровенно сказать, что эти наши шаги не везде в мире встречали понимание и поддержку. Считается, что таким подходом наносится урон рыночным принципам. Своим оппонентам в этом вопросе я часто говорю: любой принцип хорош до тех пор, пока он не перерастает в свою противоположность. Принципы принципами, но есть жизнь, и логика ее не всегда и не во всем подчиняется тем или иным принципам. Тем же оппонентам я задаю и такой вопрос: «А чем провинилось нынешнее поколение людей перед историей, почему их надо наказывать больше того, чем они уже наказаны?» Так вот, я считаю, что нельзя к человеческой жизни подходить с одним лишь мерилом рынка. Он все равно завоюет пространство - другой альтернативы у человечества нет, но есть, должна быть альтернатива выбора путей прихода к рынку. Мы выбрали свой путь и сегодня уже видим, как меняется психология нашего народа, для которого рыночный выбор становится естественным, органичным, востребованным не только жизненными условиями, но и собственными возможностями».

Да, это действительно так. Правда, лидер нации раздвинул границы переходного периода в Туркменистане до 20 лет, разработав и всесторонне обосновав свою Программу «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Стратегическая цель этого периода предусматривает создание экономически развитого Туркменистана с высоким уровнем жизнеобеспечения населения на основе рыночной экономики и эффективного международного сотрудничества. Для ее выполнения Президентом страны были определены четыре приоритетных направления: обеспечение экономической безопасности, продовольственной безопасности, социальной безопасности, экологической безопасности.

Гарантии выполнения намеченного надежны. Реальные трудности, имевшие место в обеспечении населения страны, например, мукой в 1992-1993 годы, сегодня представляются чем-то из другой, чужой жизни. Сегодня мы добились прочной продовольственной независимости. С вводом в действие подстанции «Сердар-500» в Лебапском велаяте можно говорить еще об одном важном вкладе в решение задачи независимости энергетической. Мы завоевали свою нишу на очень жестком конкурентном внешнем рынке. А параллельно с этим решалась труднейшая задача строительства собственной госудаpственности - от Национальных Вооруженных Сил до создания дипломатических миссий в различных странах мира.

Только за счет тех реформ, что были проведены за последние десять лет, мы смогли укрепить политическую стабильность в стране и набрать соответствующий темп для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ. Да и не только СНГ. Как широко известно, Туркменистан в 2000 году занял первое место в мире по темпам роста внутреннего валового продукта (ВВП), который составил 17,6 процента! Это не пустые слова. Это факт, с которым трудно спорить.

В целом же объем ВВП увеличился в 2001 году по сравнению с 1991 годом в четыре раза. Следует при этом отметить, что если сельскохозяйственное направленность нашей экономики в советский период обусловливала в структуре ВВП высокую долю аграрного сектора (40% при 17 в промышленности), то в 1999-2001 гг. доля промышленности в объеме ВВП составляла 31-38%. С каждым годом увеличивается доля ВВП, направляемого на потребление, что способствует повышению уровня жизни населения. Если 10 лет назад на эти цели направлялось 30% ВВП, то в 2001 году - уже 51%. При этом более 70% потребления обеспечивается за счет собственного производства.

Особо можно отметить доверие инвесторов. Туркменистан имеет на сегодня один из лучших показателей по привлечению иностранного капитала в национальную экономику. За десятилетие независимости объем инвестиций составил 20,3 млрд.долларов (вырос более чем в 38,8 раза), за счет чего в Туркменистане было построено около 700 производственных и социальных объектов. В инвестиционной деятельности только в этом году участвовало 140 иностранных компаний и фирм из 20 стран мира, которые осуществляют в настоящее время строительство 115 важнейших объектов нефтегазовой, энергетической, химической, пищевой, легкой, медицинской промышленности, транспорта и связи.

За годы независимости было открыто 17 газовых месторождений, построен газопровод Корпедже (Туркменистан) - Курт-Куи (Иран), проводится коренная реконструкция Туркменбашинского нефтеперерабатывающего завода, введена в строй газовая турбина «Дженерал электрик» на Безмеинской ГРЭС, с вводом линии электропередачи ЛЭП-500 Сейди-Дашогуз завершено создание единой энергосистемы Туркменистана. Все мы помним торжества по случаю открытия железных дорог Теджен - Серахс - Мешхед, Туркменабат -Атамурат, Международного аэропорта в столице, а также десятков текстильных фабрик, заводов и других предприятий. Все это - наш вклад в стратегическую инфраструктуру, то, без чего ни одна страна не имеет будущего.

Говорят, что чем дальше будущее, тем лучше оно выглядит. Наверное, это относится ко всем слишком далеким планам. Но мы сегодня можем сказать о своем ближайшем экономическом будущем, что оно выглядит достойно. Вся деятельность нашего Президента, возглавляемого им правительства, работа всех хозяйствующих субъектов сориентирована на достижение целей, определенных в стратегической национальной программе реформ. Позитивные изменения, произошедшие в отечественной экономике, лучше всего характеризуют высокие темпы численности населения Туркменистана. За 10 лет независимости она увеличилась на 41% (1,2 млн.человек). Общественная стабильность в стране, прочные социальные гарантии со стороны госудаpства, экономическая самостоятельность самих граждан позволили за прошедшие годы заключить более 360 тыс.браков.

С 1991 г. по 2000 г. средняя продолжительность жизни туркменистанцев увеличилась с 65,8 до 68,3 лет. Этот факт также является мощным индикатором социально-экономического благополучия многонационального народа Туркменистана. Низкие цены на коммунальные и транспортные услуги, услуги телефонной связи, бесплатные электроэнергия, газ, вода, соль также соответственно определяют малые расходы в бюджетах семей на эти цели. В Туркменистане денежные расходы населения на все виды услуг в 2000 г. не превышали 5%, тогда как во многих странах СНГ они составили 20 и более процентов.

По данным «Туркменмиллихасабат» в нашей стране наблюдается динамичный рост денежных доходов населения, около 70% которых составляет заработная плата. Например, в августе этого года средняя заработная плата составила более 815 тыс. манатов и выросла по сравнению с августом 2000 года на 40%, в том числе во внебюджетных отраслях экономики на 46,6%, а в отраслях бюджетной сферы - на 34%.

Исходя из официального курса валют, установленного Центральным банком страны, средняя заработная плата в долларах США в Туркменистане остается одной из самых высоких в странах СНГ. В августе 2001 года средняя заработная плата составила 160 долларов США и значительно превышала заработную плату не только в странах Центральноазиатского региона, но и в России, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Армении, Грузии.

Говоря о человеческом измерении нашей экономики, нельзя не сказать о проблеме занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики требует перераспределения рабочей силы, изменения подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, создания социальных амортизаторов для высвобождаемых работников.

Сегодня удельный вес занятых во всех сферах деятельности и на учебе в общем объеме трудовых ресурсов составляет 97,3 процента. За годы независимости была ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, так как получил мощное развитие негосударственный сектор экономики страны. За последние 10 лет число работников в этом секторе возросло почти в два раза. Особенно перспективен агропромышленный комплекс для приложения труда населения, особенно для молодежи: 44% занятых в возрасте до 29 лет.

Лучше заработали, созданные в 1997 году в соответствии с Постановлением Президента Туркменистана биржи труда. Назрела необходимость разработки и принятия новых Закона Туркменистана «О занятости» и Кодекса о труде - с тем, чтобы высвобождению работников предшествовала реализация системы мер, обеспечивающих сохранение жизнеспособных производств, создание новых эффективных рабочих мест, дальнейшее развитие предпринимательства, и, в первую очередь в сфере производства товаров (работ, услуг), организацию общественных работ, самозанятость высвобождаемых работников.

Краеугольным камнем социальной политики нашего Сердара является ориентация на социальную поддержку семьи. Он придает большое значение повышению института семьи в укреплении общественных устоев нашего государства, национального согласия и гражданского мира в туркменском обществе, в воспитании физически здорового, духовно богатого подрастающего поколения - тех, от кого будет зависеть судьба нашей страны в ХХI веке. В Туркменистане созданы сильные гарантии по охране материнства и детства, принимаются меры по реформированию системы образования и здравоохранения, дальнейшему развитию физкультуры и спорта.

Дальнейшее развитие социально ориентированной политики нашего государства нашло свое логичное и естественное отражение в Национальной программе Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Эта программа предусматривает продолжение курса на приоритетность социальных программ, но уже с учетом сложившихся за 10 лет независимости экономических реалий, накопленного за это время индустриального и аграрного потенциала, ускоренного развития перерабатывающих отраслей, окончательной переориентации на рыночные рельсы, ее интеграции в мировую экономическую систему.

Дж. КАРАДЖАЕВ,
политолог


«Нейтральный Туркменистан» 11 января 2002 года


К Научным работам и статьям

Сайт управляется системой uCoz