Грандиозные изменения, происшедшие в нашем государстве за прошедшие десять славных лет независимости Туркменистана, убедительно свидетельствуют о том, что те великие цели, которые были определены с первых шагов молодой страны благодаря самоотверженному труду нашего народа, успешно осуществляются.
Лидер Туркменистана не пошел по пути «шоковой терапии», которая привела ряд государств к резкому снижению жизненного уровня населения, падению уровня производства, остановке многих предприятий. Взвешенная, тщательно продуманная политика главы нашего государства позволила Туркменистану не только избежать этих негативных явлений, но и наращивать производственный потенциал, преобразовав аграрное государство в промышленно-аграрное, обеспечив положительное сальдо во внешнеэкономической сфере и повысив при этом уровень жизни населения.
С самого начала проведения экономических реформ главной задачей было провозглашено обеспечение социальной защищенности населения, особенно наиболее уязвимых его слоев. Делалось и делается все необходимое, чтобы в сложных условиях переходного периода не допустить снижения уровня жизни народа, а наоборот,обеспечить его рост.
В нашей стране благодаря гуманнной политике нашего госудаpства считаются допустимыми только такие меры осуществления экономических реформ, которые не наносят ущерба жизненным интересам населения.
Проявлений повседневной заботы государства о народе множество. Это и систематическое повышение заработной платы, и выплаты пенсий, государственных пособий и стипендий студентам, и низкая, чисто символическая плата за коммунальные услуги, электроэнергию сверх лимита, проезд в общественном транспорте и многое другое.
Что касается участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, то коммунальные услуги, электроэнергия сверх лимита и проезд в общественном транспорте для них предоставляются бесплатно. В соответствии с Указом Президента Туркменистана с 1 марта текущего года в очередной раз были увеличены в два раза размеры пенсий и государственных пособий для инвалидов Великой Отечественной войны.
Стратегическая цель, намеченная на первое десятилетие золотого века Туркменистана, предусматривает создание экономически развитого государства с высоким уровнем жизнеобеспечения населения на основе рыночной экономики и эффективного международного сотрудничества. Для достижения этой цели определены четыре приоритетных направления: экономическая, продовольственная, социальная и экологическая безопасность.
Что такое социальная безопасность?
Она направлена на обеспечение прав граждан на труд и максимальную занятость населения; создание социально ориентированной рыночной экономической системы; увеличение доходов трудящихся, занятых в реальном секторе экономики; усиление социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения; обеспечение твердых гарантий неприкосновенности частной собственности и заработанных честным трудом средств населения.
За 10 лет независимости нейтральный Туркменистан благодаря героическому труду своего народа, его сплоченности и солидарности, величию духа вложил в свою экономику миллиардные инвестиции и за счет своих материальных средств достиг высоких рубежей. Именно поэтому 10-летний юбилей для туркменского народа - историческое событие. Отмечая это событие, народ пожинает плоды своего героического труда, гордится невиданными успехами.
Президент Туркменистана своим Указом в честь празднования 10-летия великой независимости постоянно нейтрального Туркменистана 10 дней объявил нерабочими, а туркменистанцы получили премии, соответственно, в размере оклада, пенсии или стипендии.
Нелегкой была эта десятилетняя дорога. Система социальной защиты граждан в независимом нейтральном Туркменистане должна была адаптироваться к условиям суверенности, экономической самостоятельности и переходной экономики от планового управления к рыночному.
Обретение политической и экономической независимости дали возможность по новому оценить экономические возможности Туркменистана по социальной защите своих граждан. Нельзя не упомянуть, что при благоприятной демографической обстановке, когда только 8-9% граждан были получателями пенсий и пособий, предприятия и организации Туркменистана отчисляли платежи социального страхования на уровне прибалтийских государств, где пенсионеры составляли почти треть населения, в России - более 20%.
Тогда как при бывшем Союзе Туркменистан, поставляя на экспорт 80 млрд.кубометров природного газа в год и почти половину вырабатываемой электроэнергии, не мог позволить себе газифицировать и полностью электрифицировать населенные пункты страны.
Оценив состояние экономики своего государства, энергетического потенциала, социально-экономическое положение населения, потребности в социальных гарантиях со стороны государства, Туркменистан избрал свою национальную модель социальной защиты населения, основными компонентами которой являются:
- государственная гарантия пенсионного обеспечения в старости;
- государственная гарантия выплаты пособий инвалидам, семьям, потерявшим кормильца, а также различные виды государственной поддержки семьям, нуждающимся в этом;
- социальные услуги на дому и в стационарах одиноким и престарелым гражданам;
- создание новых рабочих мест на базе развития перерабатывающей промышленности, сферы материального производства и услуг;
- последовательное увеличение уровня дохода населения адекватно росту валового внутреннего продукта и производительности труда;
- бесплатное образование и медицинское обслуживание;
- выплата стипендий обучающимся в высших и средне-специальных учебных заведениях;
- бесплатное обеспечение бытовых нужд в природном газе, электроэнергии, питьевой воде, пищевой соли;
- льготные тарифы на общественный транспорт, коммунальные услуги;
- отсутствие налога на имущество граждан и льготные сборы на его переоформление;
- низкие цены на продукты первой необходимости, горюче-смазочные материалы, используемые для личного транспорта гражданами;
- ежегодные выплаты женщинам к Дню национального женского праздника 8 Марта, включая девочек дошкольных учреждений, школьниц и студенток;
- другие льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан.
Туркменистан не склонен оспаривать приемлемость своей модели социальной защиты для других государств, но в то же время расценивает ее как выработанную за годы независимости адекватную ситуацию, обусловленную переходной экономикой и соответствующую экономическим возможностям Туркменистана.
Уместно будет отметить, что модель социальной защиты в Туркменистане одновременно играла и роль стабилизирующего фактора экономики. Гарантии, льготы, бесплатное обеспечение энергоносителями, отдельными продуктами и другие льготы снизили валютную нагрузку для обеспечения наличного и безналичного расчета, что немаловажно в противостоянии возможной инфляции и поддержании курса национальной валюты.
В первые годы независимости в Туркменистане действовала унаследованная от бывшего Союза распределительная пенсионная система, построенная на «солидарности поколений», где пенсионеры получают деньги на свое содержание от другого - молодого поколения работников, пришедших им на смену. Уровень благополучия пенсионеров при этом целиком и полностью зависит от экономического благополучия нового поколения, на которое они уже никак повлиять не могут.
Хотя распределительная система пенсионного обеспечения является довольно простой и малозатратной, она бесперспективна и в конечном итоге приводит к пенсионному кризису. Развитие современных технологий и урбанизация общества, как правило, ведут к демографической нагрузке на пенсионное обеспечение: удельный вес граждан пенсионного возраста увеличивается, необходимость в социальной защите населения возрастает. Собираемость социальных платежей от предприятий и организаций усложняется. Вследствие этого для поддержания уровня пенсий государства вынуждены увеличивать ставки социальных отчислений. Средства, поступающие от отчислений, не представляется возможным использовать по накопительным принципам. Они транзитом направляются на социальные выплаты.
Гарантированная государством пенсия пропорциональна продолжительности и результативности труда и сводится в конечном счете к «уравниловке» размеров пенсий. Многие пенсионеры остаются неудовлетворенными в старости. Такая распределительная система принижает личную заинтересованность каждого человека в формировании пенсионного фонда и порождает иждивенческую настроенность на обеспечение в старости государством.
Учитывая все недостатки, присущие распределительной пенсионной системе, основанной на принципе «солидарности поколений», Туркменистан принял курс на последовательное реформирование пенсионной системы, ориентированной на переход к накопительной системе.
Согласно принятому в июле 1998 года новому Закону «О пенсиях» в дополнение к ранее действующей системе, введено добровольное пенсионное страхование. Согласно условиям страхования, застрахованные граждане ежемесячно отчисляют пенсионные взносы не менее 4% от своего дохода на свои пенсионные счета. Ведение пенсионных счетов возложено на учреждения банков и негосударственные пенсионные фонды.
Законом гарантировано инвестирование пенсионных накоплений. Начисление инвестиционного дохода на пенсионные накопления установлено не ниже средней величины ставки рефинансирования Центрального банка Туркменистана и кредитного рынка.
Гражданам, выработавшим стаж работы и застрахованным в порядке обязательного государственного страхования до введения в действие нового Закона «О пенсиях», гарантируется назначение пожизненной пенсии за указанный период с выплатой из государственного бюджета.
В переходный период пенсионной системы от солидарной к накопительной отчисления предприятий и организаций на социальное страхование будут последовательно уменьшаться в зависимости от потребности выплаты пенсий, заработанных до введения в действие Закона «О пенсиях» 1998 года.
Гражданам, подпадающим на переходный период, т.е. имеющим стаж работы в системе «солидарности поколений» и страховой стаж добровольного пенсионного страхования, назначается пенсия из государственного бюджета и из личных пенсионных накоплений. Механизм назначения и выплаты пенсий регулируется Министерством социального обеспечения Туркменистана.
Согласно Закону «О пенсиях», с 1998 года впервые в практике исчисления пенсии используется индивидуальный коэффициент, посредством которого оценивается общественно полезный вклад каждого человека через фактический размер его заработной платы. Это означает, что не только заработная плата, но и пенсия в старости будет прямо зависеть от трудового вклада человека за весь период стажа работы.
Законодательством Туркменистана впервые в практике пенсионного обеспечения четко разграничены пенсии и государственные пособия. Так, ранее назначаемые пенсии по инвалидности, по потере кормильца, социальная пенсия Законом Туркменистана «О государственных пособиях», принятым 17 июля 1998 года, отнесены к государственным пособиям.
Государственные пособия также в основном назначаются в зависимости от заработка граждан, выражаемого, как и при исчислении пенсии, через индивидуальный коэффициент. Отдельные пособия детям-сиротам назначаются в фиксированных законом величинах.
С момента обретения независимости наше госудаpство многое делает для повышения уровня социальной защищенности своих граждан. Поддержание достойного уровня жизни населения наряду с укреплением экономической самостоятельности государства, достижением устойчивого и сбалансированного развития всех сфер экономики является главным принципом экономического развития на современном этапе.
И для того, чтобы идти в ногу со временем, необходим постоянный профессиональный рост сотрудников, в том числе и в социальной сфере. Поэтому большое внимание уделяется подготовке специалистов для работы в новых условиях. С целью повышения профессионального уровня своих сотрудников Министерством социального обеспечения проведены специальное обучение на всех уровнях и затем аттестация всех сотрудников органов социального обеспечения. Испытания прошли как сотрудники центрального аппарата, так и всех велаятских и этрапских органов.
Кроме того, согласно договору с Туркменским институтом народного хозяйства, в органах социального обеспечения проходят учебно-производственную и преддипломную практику студенты, обучающиеся по специальностям социально-экономической направленности. В настоящее время 19 отобранных студентов проходят практику в этрапских отделах и 9 студентов - в аппарате министерства.
Распад бывшего Союза увеличил миграцию населения. Но поскольку граждане независимых государств ранее работали в едином экономическом пространстве, а пенсионная система каждого государства решалась адекватно своим условиям, то сегодня международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения стало объективной необходимостью. Именно поэтому Туркменистан является участником многостороннего межправительственного Соглашения о гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения.
Указанным Соглашением отрегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии на территории какого-либо государства и переселяющихся из одного государства в другое, а также пенсионное обеспечение граждан, впервые реализующих это право и имеющих стаж работы до распада Союза в другом государстве-участнике Соглашения.
В соответствии с законодательством Туркменистана страховые взносы, а также инвестиционный доход по ним считаются собственностью застрахованного лица. И если гражданин не смог воспользоваться своими пенсионными накоплениями, то они передаются наследнику или любому другому лицу по завещанию в установленном порядке.
В случае выезда за пределы Туркменистана граждане вправе получить со своего лицевого счета страховые пенсионные накопления и доходы по ним полностью.
Сегодня в независимом нейтральном государстве, каким является наша страна, законодательство Туркменистана позволяет каждому гражданину обеспечить самому себе достойную жизнь и защитить себя от возможных трудностей в преклонном возрасте, используя для этого свои пенсионные накопления. Это еще одно свидетельство заботы нашего Великого Сердара о каждом трудящемся гражданине нашей страны.
Тамара МОЛИНА,
редактор отдела социальной политики и писем «НТ»
«Нейтральный Туркменистан» 1 декабря 2001 года