Роль государства в экономике переходного периода  

С обретением независимости в нашей стране вопрос о роли государства в экономике стал одним из приоритетных. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши в переходный период одно из ключевых мест принадлежит активизации роли государства в регулировании социальных и экономических процессов.

Проблема оценки роли государства в переходный период -своеобразный водораздел в выборе путей реформирования между различными экономическими течениями от радикально-либеральных до консервативных.

После распада СССР, на постсоветском пространстве в большинстве стран произошло вытеснение государства из сферы экономики, что обернулось тяжелейшими социальными последствиями для этих стран, привело к хаотичному развитию социально-экономических процессов.

Сегодня во многих странах СНГ наблюдается переосмысление роли государства, стратегия общественного развития все больше связывается с государством. Значительное расширение функций государства происходит и в большинстве промышленно-развитых стран (в частности, государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП в промышленно-развитых странах и примерно одной четверти в развивающихся). И главное не в «общих объемах» участия государства в жизни общества, а в эффективности его работы, степени удовлетворения нужд населения.

Туркменистан выбрал эволюционный путь развития, отказавшись от «шоковой терапии». На первый план была выдвинута задача формирования современного эффективного типа государства, создана особая модель государственной системы Туркменистана, аккумулирующей опыт прошедших лет и впитавшей наиболее эффективные методы и инструменты регулирования, выработанные в процессе общемирового развития. При этом учитывалось влияние того наследства, которое было получено от централизованной административно-командной системы СССР: глубоко «проросших» организационно-структурных построений, технологических взаимосвязей, психологических стандартов. И в этих условиях сохранение активной роли государства компенсировало неэффективность новых рыночных институтов.

Данный подход подтвердил свою эффективность. Если в некоторых странах СНГ, в первые годы независимости, антикризисная политика определялась, в основном, либерально-монетаристскими рецептами и направлялась МВФ и Всемирным банком по схеме «денежная масса -бюджет - валюта - инфляция», то в других акцент делался на государственную поддержку народного хозяйства и населения, в том числе за счет кредитной эмиссии.

В Туркменистане эпицентр антикризисных мер сместился в сторону активной селективной структурной перестройки базовых отраслей экономики с опорой на бюджетное финансирование, привлечение иностранных инвестиционных кредитов и частных прямых инвестиций. В течение первых десяти лет переходного периода государство играло ведущую роль в регулировании происходящих процессов с целью смягчения социальных последствий реформ.

Реализация эволюционной модели с опорой на «руководящую роль государства» и «собственные силы», открытость национальной экономики позволили привлечь в страну не меньше иностранных капиталов, чем в более «продвинутых» в рыночно-либеральном плане бывших республиках Союза.

Параметрами «туркменской модели» стали:

- частичная либерализация экономики при сохранении в ней важной роли государственного начала;
- «мягкость», постепенность и поэтапность реформ;
- наличие различных форм собственности, при этом земля и ее недра являются общенациональным достоянием.
- активная политика «ограниченного протекционизма» по отношению к отечественным производителям;
- постепенная либерализация цен;
- сильная государственная денежно-кредитная и налоговая политика;
- программирование, индикативное планирование экономического развития;
- акционерная форма (корпоративная) как одна из схем управления экономическими субъектами;
- сильная социальная политика государства.

Благодаря этому сценарию быстрыми темпами развивалась вся экономика, в которую за минувшее десятилетие был вложен 21 миллиард долларов. По данным института «Туркменмиллихасабат» многократно вырос ВВП. Он составляет в 2001 году 4800 долларов на душу населения, это в 4 раза больше, чем в 1991 году. За десять лет было построено 700 заводов и фабрик, проложены тысячи километров автодорог, тысячи километров стальных магистралей, 6 тысяч километров высоковольтных линий электропередачи.

Газовые сети, пересекающие всю страну, принесли свет и тепло практически в каждый дом, среднемесячная заработная плата рабочих и служащих возросла в три раза.

За 10 лет независимого развития в Туркменистане построены:
- многоукладная экономика;
- система государственного регулирования, опирающаяся на современные методы контроля и планирования (на основе индикативных принципов), обоснование и разработку целевых программ, с привлечением к их реализации организаций всех видов собственности;
- мощный немонополизированный госсектор, являющийся гарантом социальной ориентации и поддержки ускоренного развития новых секторов экономики;
- сектор новых форм собственности и хозяйствования;
- сформирован кадровый потенциал страны;
- благодаря нейтральному статусу государства, ему обеспечены определенные преимущества во внешнеэкономических отношениях.

Практически речь идет о реализации «национальной идеи», которая неразрывно связана с решением кардинальных проблем обустройства государства и защиты его национальных интересов. Это необходимо понимать, поскольку даже самые эффективные по западным меркам рыночные механизмы и инструменты не будут работать в Туркменистане, если они не будут адаптированы к его особенностям, как историческим, так и природно-географическим.

Это и является принципиальным моментом в тенденциях реформирования экономики Туркменистана и залогом будущих успехов.

Г.ХАЛОВА,
доктор экономических наук, профессор,
зав. кафедрой «Международных экономических отношений»
ТГУ им. Махтумкули.

"Нейтральный Туркменистан", 3 января 2002 года


К Научным работам и статьям

Сайт управляется системой uCoz